«В «Феноменологии духа» он [Гегель] сконструировал опыт «невменяемого» разума. Исходя из Гегеля, Маркс выдвинул на первый план господство инструментального разума, который находит свое собственное убежище в так называемой философии жизни … Бытие-как-сознание преобразуется в лице Шопенгауэра и Маркса в бытие-как-волю; и после метафизики труда Маркса в бытие-как-жизнь, определяемое волей к власти, волей к могуществу, постоянной переоценкой ценностей ради жизни как таковой. Последняя, т.е. жизнь результируется продуцированием культуры. Начиная с ХХ века, господствующим становится понимание бытия-как-культуры. Теперь все в человеческой жизни зависит от культуры. Культура получает самодостаточное бытие.»
Сергеев Константин Андреевич
«Для греков основным было стремление к прекрасной и достойной человека жизни, которая сама по себе поучительна, поэтому моральность как таковая не имела для них решающего значения. На первый план выдвигалось «искусство жизни», которое заключалось в том, чтобы владеть самим собой в каких угодно положениях и ситуациях.»
Сергеев К.А. Философия и становление метафизического мышления // Метафизика / под ред. Б.И. Липского, Б.В. Маркова, Ю.Н. Солонина. СПб, 2008, с. 32.
«Культура как таковая возвышается до сферы высших целей. Она провозглашает себя в качестве сохранения и развертывания высших и верховных ценностей человеческого бытия. Коль скоро начинается преобладание мировоззренческой мысли, то тем самым идея ценностей, материальных и духовных, обретает самодавлеющее значение. Уже после Канта стали говорить о «культурных ценностях» античности, о средневековых «духовных ценностях». Ценности обретают характер «алиби» человеческого бытия в мире (М.М.Бахтин).»
Сергеев К.А. Философия Канта и новоевропейская метафизическая позиция // Кант И. Трактаты. - СПб. - Наука. - С. 145 – 146.